Поделиться

суббота, 20 июля 2013 г.

История из бутылки. Зачем писать мемуары, если нет потомков

Перевод статьи Сары Уайт «Для людей без потомков истории все же имеют значение» от 5 июля 2013 г.

Человечество рассказывало истории, чтобы передать мудрость от одного поколения к другому, с того самого момента, как люди впервые собрались вокруг первобытного костра. Но что если вокруг костра нет грядущего поколения? Имеют ли значение истории, если их некому слушать?

Член Ассоциации личных историков Том Кормье из Ноксвилля, штат Теннесси, недавно спросил у нас, почему люди без потомков или близких родственников могут придавать значение сохранению истории своей жизни. Сама из таких «тупиковых» линий рода, я сочла дискуссию чрезвычайно важной.

Почему люди делятся своими историями? Чаще всего, чтобы
  1. сохранить семейные воспоминания,
  2. извлечь жизненные уроки,
  3. поразмышлять о факторах, которые сформировали судьбу.


Что из этого применимо к человеку, на котором линия рода обрывается, – такому, как я? Когда я учу других писать мемуары, я обычно начинаю первое занятие с вопросов: почему мы пишем и для кого? Ответ на второй как раз отличает тех, кто не имеет детей и внуков, от тех, у кого они есть.

Вместо семьи, которая будет следовать за мной, я думаю о своей аудитории – как о людях, разделяющих мой жизненный опыт. Я пишу для людей, которые вырастают в созданном мной сообществе; для людей, которые разделяют мое увлечение; для людей, которые прошли через похожие поколенческие маркеры и могут наслаждаться, размышляя о том, как мы были сформированы ими (я стала совершеннолетней в тот краткий промежуток между появлением противозачаточных таблеток и приходом СПИДа. Надо ли сказать больше?).

Если в первом пункте заменить «семейные воспоминания» на «воспоминания сообщества», то причины остаются убедительными. И кто бы ни был читателем наших воспоминаний – нам не нужно иметь генетическую связь, чтобы быть заинтересованными друг в друге.

Линда Кофин, исполнительный директор Ассоциации и владелец фирмы History Crafter в Миннеаполисе, ответила на вопрос Кормье:
Одна из моих главных ценностей – это рукопись сестры моего прадеда, повествующая о путешествии семьи из сельских районов Шотландии в дебри Висконсина в 1840-е годы. Она была вдовой и никогда не имела своих детей. Она думала, что никто никогда не позаботится о ней. Но, будь благословенно ее сердце, она в любом случае описала событие. Тётушка Изабелла не знала, что через 14 лет после ее смерти появлюсь на свет я и буду проявлять активный интерес к ее истории. Вы никогда не будете знать наверняка, кто придет позже, чтобы оценить историю, которую вы сохранили.
Лично я думаю, что самая убедительная причина – это трансформация, которую испытывают в процессе. Рассказываете ли вы историю профессиональному биографу или пишете самостоятельно, начнется внутренняя работа по нахождению значения воспоминаний. Вы сможете исцелить старые раны или раскопать счастливые моменты, хоронившиеся слишком долго.

Фил Шервуд, владелец Lifewriters.ca в Ванкувере, Британская Колумбия, ответил:

От пересмотра жизни может быть реальная ценность. Муж клиентки умер от болезни Альцгеймера. И все, что она помнила от их супружества, это последние несколько лет – очень болезненных во многих отношениях. Однако, пересматривая свои дневники для проекта, она заново открыла первые 6 или 7 лет замужества – в высшей степени счастливых. В этом был большой положительный эффект для нее.

Эда Гроувз, член APH из Чикаго, основатель компании Words That Endure®, ответила в том же ключе:
Взгляд в наше собственное зеркало заднего вида дает нам увидеть жизнь по-другому. Он способствует пониманию, прощению, созданию перспективы и придает новое значение прошлым событиям. Для меня это бесценный аспект, стоящий каждого пенни, заплаченного профессиональному биографу. Мы не должные передавать наши истории только для того, чтобы было выгодно опустить их на бумагу.
Не каждый заинтересован в самоисследовании. Для прагматичных умов, не имеющих наследников, я предложила в рассылке взгляд на вполне материальную ценность, которую можно извлечь из сохранения истории своей жизни.
Для чего писать мемуары? Чтобы быть полноценным членом общества, когда мы стары и ограничены в наших возможностях, и о нас заботятся посторонние люди. Инвестиция в изложение нашей истории на бумаге может действительно стать инвестицией в более человечное отношение к нам в последние дни. Вы хотите быть человеком или мешком мяса для вашей сиделки?
Элоиз Левис, владелец «Life Tales» в Онтарио, Торонто, вторит этой мысли:
Моя 96-летняя мама нуждается в 24-часовом уходе. Попечители моей мамы любят смотреть на ее книгу «Моя удивительная жизнь». Она не только приоткрывает им дверцу в ее жизнь, но также служит хорошей терапией для ее мозга и речи, когда они вместе рассматривают ее и слушают ее рассказы.
Личная история может принять форму устного рассказа, книги, видео или аудиозаписи, трибьюта или других необычных и дизайнерских исполнений. Ею можно поделиться с широким кругом семьи и друзей, или просто оставить у кровати в хосписе, признавая течение жизни, когда она приходит к концу.

Когда вы думаете о том, кто оценит вашу историю, не очерчивайте круг слишком жестко. Кто-то в будущем ждет вашего голоса – и вы не в силах знать, кто это будет.

На чьи жизни вы повлияете, просто оставив свои записи? Бросьте бутылку в океан и доверьте своей истории найти благодарное сердце.

Автор статьи: Сара Уайт – президент Ассоциации персональных историков. Писатель-фрилансер с большим опытом, в прошлом – владелица агентства маркетинговых коммуникаций, Сара оказывает услуги по созданию мемуаров через свою компанию First Person Productions в Мэдисоне, штат Висконсин. Она член Ассоциации с 2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий